Звукослоговой анализ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 "Родничок" комбинированного вида города Искитима Новосибирской области           

 

 

                                      Звукослоговой анализ

 

 

ЗВУКОСЛОГОВОЙ АНАЛИЗ

 

Консультация логопеда

 

Навыком звукового анализ ребёнок должен овладеть до начала его обучения грамоте или на самых начальных этапах такого обучения. В школе для этих целей специально отведён так называемый добукварный период. Однако период это очень короткий. Поэтому если ребёнок придёт в школу совершенно не подготовленным к сложному процессу звукового анализа, то он неизбежно встретится на этом пути с большими трудностями.

Отсюда и возникает необходимость развития у него ещё в дошкольном возрасте элементарных форм такого анализа.

Если ребёнок в дошкольном возрасте овладеет этими знаниями, то в процессе обучения грамоте он успешно овладеет письмом.

Ребёнок должен иметь устойчивые представления о звуках речи или о фонемах – так называемые фонематические представления.

Способность к слуховому восприятию фонем, акстическая память вырабатывается в результате постепенного речевого развития.

Сначала в раннем возрасте ребёнок воспринимает слово как единый нерасчленимый ритмико-интонационный звуковой комплекс. Далее формируется способность различать фонемы (звук в словах). Формируется словарь. В результате постепенно формируются тонкие дифференцированные образы слов по акустическим и артикуляционным признакам.

Сначала детей учат различать неречевые звуки: хлопки, транспортные шумы, шум воды, мелодию, развивают чувство ритма. У детей развивают артикуляцию, интонационные особенности речи, слуховое восприятие, чувство ритма – так называемые предпосылки фонематических представлений.

Работа над предпосылками фонематических представлений должна быть последовательной и вестись в благоприятном раннем возрасте.

При работе со старшими дошкольниками навыки звукослогового анализа и синтеза совершенствуются и углубляются.

Работа начинается с уточнения артикуляции гласных звуков. Эти же звуки используются для наиболее лёгкой формы анализа – выделения первого гласного звука из начала слова. Детям даётся первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определённой последовательности. Чётко артикулируя эти звуки, они произносят их, а затем определяют количество и их последовательность.

Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа – АП –.Дети учатся выделять последний согласный в слове типа – КОТ-МАК.

Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (ДОМ, ТАНК).

После указанных упражнений дети легко овладевают анализом и синтезом прямого слога типа – СА –.

Далее основной единицей изучения становится не отдельный звук, а целое слово. Дети учатся делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, в которой длинной полоской обозначается слово, а короткой – слоги. Составляются из полосок бумаги (или записываются) схемы односложных (типа мак, дом), двухсложных (мама, дома), трёхсложных слов (машина). Проводятся разнообразные упражнения для закрепления навыка деления слов на слоги.

Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложныхтрёхзвуковых (типа МАК) и двухсложных (типа ЗУБЫ) слов, составляют соответствующие схемы, в которых обозначаются не только слова и слоги, но и звуки. Постепенно осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы. Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со стечением согласных в составе слога (стол, шкаф); двухсложных с одним закрытым слогом (кошка, гамак, клубок), некоторых трёхсложных (канава), произношение которых не расходится с написанием. Вводятся упражнения в преобразовании слов путём замены отдельных звуков (лук – сук, мак – рак).

За это же время практически усваиваются термины: слог, предложение, согласные звуки, твёрдые, мягкие, звонкие, глухие звуки.

Наряду с закреплением всех полученных навыков детей необходимо познакомить с буквами, объединением букв в слоги и слова, умением охватить зрением одновременно две буквы, уяснением знания прочитанного.

Основным приёмом при овладении чтением слога является чтение по следам анализа. При этом слог или слово после предварительного анализа складывается из букв разрезной азбуки, а затем непосредственно за разложением слов на слоги, звуки, следует обратный процесс – соединение звуков в слоги и чтение слов по слогам. С самых первых упражнений в чтении надо стремиться к тому, чтобы ребёнок читал слово по слогам. Постепенно у детей воспитывается навык одновременного восприятия двух, а позднее трёх букв.

Необходимо следить за тем, чтобы дети понимали каждое прочитанное слово, а затем и предложение. Для чтения используются буквы разрезной азбуки, слоговые таблицы, слоги и слова.

Обучение чтению тесно связано с обучением письму. Дети печатают или складывают после устного анализа, а позднее самостоятельно слова. Затем их читают.

Большое внимание уделяется всевозможным преобразованиям слов, например: каша – кашка – кошка – мошкаи т.п. Внимание детей обращается на то, что изменение только одного звука в слове достаточно для образования нового слова.

К моменту поступления в школу дети умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно выделять звуковые его элементы. Дети распределяют внимание между различными звуковыми элементами, удерживают в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.

К концу обучения дети должны овладеть сознательным послоговым чтением, уметь читать не только слова, но и простые предложения и тексты.

Дата последнего обновления страницы 15.11.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения