СТАНОВЛЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

 

Консультация логопеда

 

Речь не является врождённой функцией и усваивается каждым человеком индивидуально, на основе подражания речи окружающих.

Весь ход нормального речевого развития подчинён определённым закономерностям и протекает в определённых временных рамках. Основными структурными компонентами речи являются звуковая сторона, словарь и грамматический строй. Функцией речи ребёнок овладевает как чем-то единым, целостным, не распадающимся на отдельные составляющие. Академик В.В. Виноградов формулирует это следующим образом: «В структуре языка, образующее единое целое, все составные части, или элементы её находятся в закономерных отношениях, закономерной связи друг с другом; звуковой строй, грамматика, словарный запас… взаимосвязаны и обусловлены». Однако удобнее чисто условно выделить эти «стороны» и рассматривать развитие каждой из них в отдельности.

Рассмотрим примерные сроки и основные закономерности развития звукопроизношения. Оно охватывает в среднем возрастной период от 1 года до 5-6 лет. При этом звуки речи усваиваются не изолированно, а в составе целых слов, звуковая структура которых по мере овладения ребёнком правильным звукопроизношением всё более и более уточняется.

Ведущую роль в овладении ребёнком правильным звукопроизношением играет слух – он в полном смысле этого слова «ведёт» за собой артикулирование звука, постепенно всё более и более уточняющееся. Различение всех звуков речи на слух доступно ребёнку уже с 2-летнего возраста, что и позволяет ему пытаться подражать этим звукам. К 3-4 годам он способен улавливать на слух акустическое различие между собственным, ещё несовершенным, произношением звука и произношением его взрослыми людьми, что заставляет его «подтягивать» своё произношение к образцу, имеющемуся в речи взрослых.

Ребёнок, уже свободно различающий на слух все звуки речи, до определённого возраста оказывается не в состоянии овладеть их правильным произношением в силу того, что речедвигательный анализатор в своём развитии несколько отстаёт от речеслухового. По этой причине ребёнок овладевает произношением звуков в определённой последовательности.

В возрасте от 2 до 3 лет он усваивает произношение простых по артикуляции звуков:

-       гласных,

-       губных согласных – «П-Б-М»,

-       губно-зубных – «Ф-В»,

-       переднеязычных – «Т-Д»,

-       заднеязычных – «К-Г-Х»,

-       среднеязычного – «Й».

В возрасте от 3 до 5 лет ребёнок овладевает значительно более сложными по своей артикуляции звуками:

-       свистящими – «С-З-Ц»,

-       шипящими – «Ш-Ж-Ч-Щ».

Позднее всего, нередко лишь в возрасте 5-6 лет, ребёнок овладевает нормальным произношение самых сложных по артикуляции звуков – «Р» и твёрдого «Л». На этом и заканчивается процесс становления звукопроизношения у детей.

Таким образом, до определённого возраста звукопроизношение всех без исключения детей характеризуется несовершенством, что обозначается термином «физиологическое (или возрастное) косноязычие». Но исследования последних лет свидетельствуют о том, что чисто «возрастное косноязычие», являющееся нормой становления звукопроизношения, наблюдается лишь в 22,4 % всех случаев, тогда как все остальное приходится на его патологические формы, которые не могут пройти с возрастом.

Какие особенности в произношении детьми звуков должны настораживать? Прежде всего, любые недостатки произношения после 5-6 лет уже нельзя считать нормой. Потому что к этому возрасту нормально развивающийся ребёнок должен не только уметь различать все звуки на слух и улавливать возможные неправильности их звучания, но и ему должны быть доступны все те тонкие движения речевых органов, которые необходимы для произношения даже самых сложных по артикуляции звуков. Если к отмеченному возрасту этого нет – значит, существуют какие-то особые причины, препятствующие полноценной работе речедвигательного или речеслухового анализаторов.

Основными причинами нарушения звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом и без выраженных отклонений в поведении являются следующие:

u Нарушение слуха и слуховой дифференциации звуков речи

u Нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата

u Недостаточная подвижность артикуляторных органов

u Неправильная речь окружающих ребёнка людей или недостаточное с их стороны внимание к его речи.

Во многих случаях у одного и того же ребёнка может наблюдаться взаимодействие сразу несколько рассмотренных причин.

Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию. Запаздывает у них по сравнению с девочками, и формирование межполушарного взаимодействия. Способствующего лучшей компенсации разного рода нарушений.

Профилактика нарушений речи строится на устранении из жизни ребёнка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений.